пятница, 26 октября 2012 г.

Греция, итоги поездки

Ну вот, в принципе поездка по Греции завершена.

Небольшие обобщения:
Сразу хочу сказать, что это мой личный взгляд на страну и на людей, то, что увидел, услышал и почувствовал.
Мы были в Греции как туристы менее двух недель, поэтому этот пост вряд ли может рассчитывать на полную объективность. Это просто частное мнение.

Итак, вся поездка заняла 11 дней, из которых трое суток в Афинах (А), затем сутки в Лутраки (В), включая поездку в Коринф (C), проезд через Патры (D) в Дельфы (E). Там были сутки и затем поехали через Трикалу (F) в Метеору (G), где остановились на двое суток. Затем заехали в Касторию (H) и уже затем в Салоники (I), где и оставались последние двое с половиной суток. И еще сутки заняли перелеты.

Всего проехали 1200 километров. Много это или мало - сказать сложно, так как на машине мы ехали всего пять дней, и проезжали каждый день разное расстояние. От Афин до Лутраки всего 90 км и дорога очень хорошего качества. Далее, от Лутраки до Патр дорога только строится, поэтому ехать там было не очень комфортно - одна полоса, стройка и прочие прелести. От Патр до Дельф дорога хорошего качества, но Дельфы расположены в горах, посему не очень крутые серпантины и не очень резкие повороты. Далее, от Дельф до Метеор дорогу можно поделить на две части - горная и равнинная. Горная - с постоянными поворотами, подъемами, спусками и прочими радостями и равнинная - прямая  и почему-то пыльная. И от Метеор до Кастории и далее до Салоник - за исключением первых 30 километров - отличная скоростная трасса с мостами через пропасти, с туннелями длиной до 4 км и с разрешенной скоростью 130 км/час.

Итак, дороги.
Дороги мне понравились. Качество довольно высокое, по обычной дороге можно спокойно ехать 100 - 110 км/ч и не бояться выбоин или каких-то неприятных сюрпризов. Скоростные трассы - это отдельный разговор. Могу сказать лишь одно - трасса номер 6, которой так гордятся израильтяне не идет ни в какое сравнение с обычной скоростной дорогой в Греции.
Довольно интересна манера вождения местного люда - все же большая часть местных дорог - однополосные. Поэтому местные едут по обочине - половина машине на трассе, половина - на обочине. Для однополосной дороги это естественно - не мешает обгону. Но привычка - вторая натура, и вот едет человек по отличной скоростной трассе Янина - Салоники, и едет так, как он ехать привык, то есть - половина машины на трассе, а вторая половина - на обочине.
Где дороги, там и пешеходы. Обычно принято ругать израильских пешеходов - лезут под колеса, не смотрят на цвет светофора и т.д. Так вот, пешеход израильский перед пешеходом греческим - это все равно как начинающий шахматист перед Каспаровым и Анандом в одном лице. Я так подозреваю, что греки еще в детстве стараются найти какой-то извращенный и непонятный непосвященным смысл резкого бросания под движущийся автомобиль.
Особенно преуспели в этом нелегком деле Патры. Там пешеходы все, от мала до велика смирно стоят на зеленый свет. Но как только переключается красный, то они веселой гурьбой рвутся наперегонки на волю, в пампасы под колеса. Причем, в этом нелегком деле у греков полное равноправие - под колеса бросаются все - и мужчины, и женщины, и дети, и старики... Даже собаки и те внимательно высматривают автомобиль и, как только он приблизится, начинают неспешно переходить улицу.
Я не знаю, может это такая особенность национального характера. Или это такие правила дорожного движения.
Насчет правил дорожного движения: там тоже есть особая изюминка. С зеленого на красный светофор переключается практически моментально, желтый только успевает моргнуть. Поэтому все едут на красный. А на зеленый или стоят или едут с большой неохотой.

Еда.
Чем славится Греция? Правильно, салатами.
Самый вкусный салат - это цацики. Иди дзадзики. Или даже дзцадзцики. У меня не разу не получилось произнести это название правильно. Но вещь очень вкусная, причем в каждом месте его готовят по разному.
На втором месте - традиционный греческий салат. Так, как его делают в Греции его не делают нигде. Я пытался делать то же самое, салат состоит из самых простых ингредиентов. И у меня ничего не получилось.
Что еще - вегетарианская мусака. (Не знаю где правильно ставить ударение). Вообще мусака - это блюдо с бараниной, но мяса мы не едим уже много лет, поэтому вместо баранины были баклажаны. Вкус - просто ... !

Природа.
Природа потрясающая. Ее надо видеть, описывать бесполезно.
Но надо видеть природу, а не крупные города. В крупных городах Греции делать нечего.

Люди и прочее.
Ну что же, люди в Греции оригинальные. Иногда даже очень.
Как все знают, сегодня в Греции кризис. Точнее, кризис не сегодня, кризис был вчера, позавчера, позапозавчера и даже еще раньше. Побывав не только на островах, но и в материковой Греции я, как мне теперь кажется, понял, почему в Греции кризис.
В южных странах, и в Греции в том числе летом жарко. Даже слишком жарко. Поэтому в летнее время в южных странах практикуется то, что носит название сиеста.
В принципе, ничего плохого в самой сиесте нет. Во времена оно люди выходили на работу утром, работали, пока солнце не начинало сильно припекать, потом спокойно пережидали пока не спадет жара и далее продолжали работать. Это было во времена давние, когда про социальную справедливость никто не знал. С тех пор многое изменилось.
В первую очередь сиесту возвели в ранг закона. То есть теперь люди начинают работать, потом становится жарко и они идут домой. В древности вечером они опять выходили из дома, для того, чтобы работу доработать. Но сейчас не то, что было раньше. Сейчас вечером надо расслабляться. И они расслабляются. Причем хорошо расслабляются.
То, что всякие разные банки или государственные учреждения работают с 11 до 14 туристу не очень интересно, туриста это не касается. А вот то, что вся остальная жизнь (за исключением кафе) привязана к часам работы банков и гос.учреждений - туриста касается даже очень.
Я вообще не понял, как живут и как, что и где покупают местные жители. Обычный магазин, который по идее должен работать все семь дней в неделю. На самом деле ежедневно магазин работает с 10 до 14, затем перерыв до 16 и закрывается в 18. Два раза в неделю, по вторникам и четвергам магазин после обеда не работает. Ну, а в субботу и воскресенье сам Бог велел отдыхать. И Бог бы с ним, каким-то мелким частным магазином. Но ведь так работают практически все крупные торговые сети. Попробуйте заправиться вечером или ночью на заправке. "Фиг вам" жилище индейца называется.
К сиесте греков начинают приучать с младых ногтей. Мы проезжали городок Трикала. Заехали в город - тихо. Городок просто вымер. Где люди - на сиесте. Единственное оживление - в центре города, там несколько кафе, в них сидит молодежь и играет в нарды и в карты. Еще раз - город Трикала. По идее, это как бы столица Фессалии. Это не курортный Лутраки, куда люди едут отдыхать. Трикала - это обычный город, вроде даже промышленный. Люди в кафе - не туристы, и даже не пенсионеры. Вполне себе такие ребята работоспособного возраста, хорошо выглядят.
Замечательный город Кастория. В самом деле, город очень хороший. Расположен на берегу озера. С одной стороны у озера множество кафешек, с другой стороны - красивая набережная. На набережной - никого, в кафешках - полный аншлаг. Сидят девчонки, сидят в сторонке, платочки в руках теребя. Сидят крепкие ребята, пьют кофе. Долго сидят, хорошо сидят, красиво сидят. Мы успели пройтись по городу, объехать озеро, посмотреть на демонстрацию, пофотографировать, даже зайти в монастырь и вернуться пообедать. Ребята как сидели, так и продолжали сидеть. Что поделать - сиеста, у нее свои законы.
И вот, в замечательном городе Кастория перед зданием местного муниципалитета проходит митинг. Профсоюзный оратор, взвинчивая сам себя надсадно вещает в громкоговоритель. Смысл в основном понятен - "Не отдадим наше святое право на святую сиесту. Ни шагу назад. Враг будет разбит. Победа будет за нами. Все должны отдыхать! Сиеста - это наше все".

В тот же вечер мы приехали в Салоники. И тут же напоролись на демонстрацию коммунистов. Некто с юношеским задором и с хорошо поставленным голосом вещал "Пока мы едины - мы непобедимы". Толпа с красными флагами, воодушевленная оригинальными лозунгами дружно подхватывала "Пиночета на фонарь". И дружно наворачивали круги вокруг памятники Аристотелю.

Серпасто-молоткастые греческие коммунисты. Это их Салониковский обком, скорее всего.

Печально, если говорить откровенно.
Что еще бросается в глаза - бесчисленные граффити везде. На стенах, на памятниках, на каких-то исторических зданиях. Видно без граффити молодые греки просто не знаю, как еще можно утвердиться в этой жизни. Испоганил памятник - и все, жизнь удалась. У меня сегодня радость, я соседу сделал гадость.

Что еще - греки очень много курят. Причем курят везде, и где можно и где нельзя.
В кафе есть места для курящих, как правило это на улице, и для некурящих - это внутри помещения. Сидят обычные ребята, внутри кафе прямо под красной табличкой с перечеркнутой сигаретой и курят одну сигарету за другой. Причем некоторые, особо продвинутые прикуривают одну от другой - все же кризис, спички экономить надо.
Некоторые туристы тоже не отстают: в один из дней рядом с нами в кафе сидела англоязычная пара очень среднего возраста, мужик пил пиво, а его спутница не только пила пиво, но и курила. Причем курил так, как я не курил в свои лучшие курительные годы - то есть одну за другой. За неполные 20 минут почтенная леди ухитрилась выкурить 5 сигарет. Сраженный такой курительной скоростью наповал один из официантов решил было помещать этому пиршеству духа душеспасительной противоникотиновой беседой. "Yes, you are right" - ответила ему дама и закурила шестую сигарету.

Справедливости ради надо отметить, что в Греции, в отличие от, скажем Италии, все же соблюдается некоторый порядок. То есть, если у музея время работы с 10 до 16, то он будет работать с 10 до 16. В Италии музей с аналогичными часами рабты может открыться и в 11, и в 12, а может и не открыться вовсе.

Что понравилось - отношение к Израилю. Греки очень хорошо относятся к Израилю, может быть потому, что не очень любят мусульман, в частности турок.
Мы ехали через Фессалию. Кстати, в небольших деревнях кризис чувствуется сильнее всего. Закрытые заправки, закрытые придорожные кафе, какие-то брошенные недостроенные дома, бродячие собаки... Так вот, ехали мы довольно долго. Надо было где-то перекусить. Ни одного кафе, ничего. Проезжаем через какой-то небольшой городок. В центре городка заправка (открытая!) и рядом с ней магазинчик. В магазинчике никого, зато рядом с магазинчиком скамейка со столиком и с шестью мужиками, играющими в нарды. Один из мужиков оказался хозяином этого заведения. Никаким языком, кроме греческого он не владел. Кое-как, знаками мы купили у него что-то перекусить. Так же знаками он спросил нас откуда мы. Услышав "Израиль" он просто просиял и полез обниматься. Весь его словарный запас английского исчерпывался двумя словами Israel и good. Было приятно, не часто тебя обнимают просто за то, что ты живешь в каком-либо месте.

Ну вот наверно и все...

Обратный полет.
Билеты у нас были заказаны через Афины и Ларнаку, поэтому надо было из Салоник как-то попасть в Афины.
Билет на полет из Салоник в Афины на двоих обошелся всего в 64 евро. Ау, EL-AL, Arkia и Israir с вашими скидками и мероприятиями на полеты из Тель-Авива в Эйлат по ценам как минимум в 2.5 раза выше.

В Ларнаке делать было абсолютно нечего... Греческий салат по-кипрски оказался совсем не греческим салатом, а дзадзики тоже по-кипрски оказался просто несъедобным.

Где не успели побывать в Греции - на западе, на севере, на Пелопоннесе... Надеюсь, что все еще впереди.