суббота, 3 мая 2014 г.

Кордова

Кордова...
Кордова, как я ее понимал - это не пылкие испанки и воркующие кабальеро. Это не яркость красок Андалусии, а громадный опыт веков. Это "Белая голубка", требовательно спрашивающая о каждом прожитом часе. Это наука и теологические школы, соперничающие с Толедо. Это Сенека, Лукан, Аз-Заркали, Аверроэс, Маймонид ...
И...

Современная Кордова скучна, как скучны все современные безликие города. Если сравнивать современную Кордову с современным Ришон-Ле-Ционом или с современной Петах-Тиквой, то сравнение будет в пользу последних.

Историческая часть Кордовы не столько обширна, как о ней пишут. Точнее, не сама историческая часть города, а то, что от нее осталось.
Пик расцвета Кордовы пришелся на X век. Тогда в городе жил миллион человек.
Это не ошибка - в X веке нашей эры в центре Андалусии были города с населением в миллион человек.
Следующий город-миллионер появился на европейском континенте только в конце XIX века. Лондон всегда притягивал людей со всего мира, а когда Англия стала сверхдержавой своего времени - то и подавно.
Но вернемся к Кордове.
Трудно поверить, но в X веке в Кордове (да и в Гранаде и в других крупных городах) уже было уличное освещение. Это при том, что в остальной Европе, не вполне пришедшей в себя после Великого переселения народов и погрязшей в варварстве, не каждый местный король умел пользоваться отдельной ванной или туалетом.

То, что осталось от того великолепия, можно обойти за полдня.
Печально.




Река Гвадалквивир и Римский мост. В конце, там, где башня - музей трех религий.
В древности река была судоходной, и в Кордове швартовались морские корабли. Сейчас река судоходна только до Севильи.







Символический вход в старый город.



Рядом такое симпатичное здание, аутентичное.



Статуя (или как это называется) Святого Даниила.



Стены древнего ... нет, не Кремля. Стена Мескиты.



И сама Мескита.
Мескита изначально была мечетью. Потом, после изгнания мавров (да и евреев заодно. Точнее, сначала изгнали евреев, а потом, под шумок, и мавров) мечеть переделали в церковь. На мой взгляд переделка очень и очень неудачна.

Вид снаружи. Довольно неплох.







И вид внутри. Ужасен.
В Доме Божьем благодать Божья должна быть. А тут что-то непонятное - не церковь, не мечеть, не торговые ряды.
Печаль, короче.













Кордовский Алькасар.
Алькасар совсем непримечателен снаружи и очень красив изнутри.
Его постигла та же участь. как и остальные крепости - сначала там была резиденция короля, потом переделали в тюрьму, потом в военное училище, потом забросили... А уже потом спохватились, сказали, что это историческое наследние, отреставрировали и стали брать деньги за вход.

Сам Алькасар, парк Алькасара и окрестности Алькасара.

















Скульптура вдалеке - это Фердинанд и Изабелла и Колумб.
Якобы Колумб именно здесь уговорил королей спонсировать ему поездку в Индию.
Хотя похожие статуи есть в Гранаде, в Санта-Фе и в Кадисе.





















Завершение прогулки по Алькасару.



Старый город, традиционно узкие улочки.



Выходим на площадь Маймонидов



Рядом - сам Маймонид



Недалеко от Маймонида какая-то странная церковь



С не менее странным деревом



И музей народного творчества.



В музей мы не пошли, а грустно побрели в сторону Площади Капуцинов.
По дороге набрели на очередную церковь, оказавшуюся монастырем.











Хороший такой монастырь, большой и емкий.
Мы опять двинулись по направлению к Капуцинам, и по дороге встретили девчонок.
Девчонки с непонятной целью тащили вдаль надувного мужика.
Какие озорные девчонки, однако.



Мы шли в сторону площади Капуцинов



Шли...



И наконец пришли.
Ну что сказать... В путеводителе говорится, что это самая романтичная площадь Кордовы.
Однако.
Ни романтики, ни капуцинов. Даже капучино не наливают.







Еще пара снимков.
Фонтан на площади Колумба.
(В Испании везде есть что-то связанное с Колумбом. То статуя Колумба, то улица Колумба, то площадь Колумба, то захоронение Колумба. Почти как с Лениным в России).



Непонятная скульптура на площади Колумба.
Подозреваю, что одна из этих женщин - переодетый Колумб.



Мэрия.
Если бы не надпись на фронтоне, подумал бы что это очередная церковь.





Итак, пока мы незатейливо гуляли по Кордове внезапно наступил вечер.
Это не Ку-Клус-Клан. Это та же площадь Капуцинов, но уже вечером.
Мы были в Испании в канун Пасхи, и все правоверные католики праздновали Страстную неделю.
Блестящая женщина под крестом - это певица.

Христианство произошло от иудаизма, а иудаизм также породил стиль мизрахи. Ну, может не сам иудаизм, но корни мизрахи именно оттуда, с Ближнего Востока.
Для тех, кто не знает, что такое мизрахи, поясняю - это такая манера пения.
Представьте себе кота. Представили? Теперь потяните его за хвост. Представьте, как это будет звучать.
Затем, представьте себе собачку не особо крупных размеров. Представили? Заставьте ее выть. Представьте, как это будет звучать.
Теперь одновременно заставьте собаку выть и изо всех сил тяните кота за хвост. Это и будет музыка мизрахи.
К музыке мизрахи еще прилагаются слова. Но, так как исполнитель занят сразу двумя важными делами - нагоняет тоску на собаку и тянет за хвост кота, то слова обычно очень простые:  обычные междометия с переливами, типа А-А-а-а-А-А-а-Ы!. Или, для особо одаренных, слова осмысленные, например:
- если поет мужчина: я тебя встретил, ты на меня посмотрела, ай-яй-яй, ой-ой-ей.
- если поет женщина: я тебя встретила, ты на меня посмотрел, ай-яй-яй, ой-ой-ей.
По ходу песни еще желательно изгибаться всем телом, чтобы зрители прочувствовали всю гамму переживаний.

Так вот, женщина под крестом петь мизрахи не умела ни разу.Она честно пыталась, честно тянула ноту. Потом другую ноту.
Получалось А-А-а-а-А-А-а-А-А-а-а-А-А-а-А-А-а-а-А-А-а.  А заключительное "Ы" у нее никак не выходило.
Что поделаешь, европейцы, вымирающая раса...
Надо бы им пригласить из Израиля какую-нибудь Майю Бускила, вот она бы показала класс.



Но что-то я все о горустном да о грустном.
На Кордову опустилась ночь, поэтому пара ночных фотографий.









Цветы в горшках в уличном кафе.





На следующий день мы уехали в Гранаду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий