четверг, 14 мая 2015 г.

Гринвич

Этим стулом мастер Гамбс начинает...

Ничего мастер Гамбс не начинает. Два года назад мы абсолютно спонтанно вдруг очутились в Лондоне. Обычно мы планируем поездку задолго до самой поездки - покупаем билеты, нудно и долго ищем гостиницы, уточняем маршруты, заказываем машину, потом опять проверяем все ли заказали...
А тут получилось, что просто взяли и полетели.
А почему я решил написать об этом только через два года? А потому, что если бы проводился чемпионат мира по лени, то я бы уверенно занял второе место. А почему второе - а потому, что занимать первое было бы лень.
Даже не так - я бы просто не явился на чемпионат. Потому что ленив.
А вы думали, что я каждый месяц путешествую по необъятной планете? Да?
Я бы так хотел, но почему-то на работе платят деньги за работу, а не за путешествия. Странные и черствые люди, я им так все время говорю, но они не прислушиваются.
А могли бы и прислушаться, и платить деньги просто так. Но не внимают, вот какая проблема.

Оставим беллетристику и начнем о Лондоне.
Точнее, начнем о Гринвиче. Потому что когда-то, когда Англия была владычицей морей, Гринвич был отдельным городом, и находился он далеко, и путь к нему был долог и опасен. А сейчас Гринвич - часть Лондона, и находится совсем недалеко от центра. (Относительно недалеко).

Гринвич начинается с самого знаменитого парусника Cutty Sark.
Cutty Sark в переводе с шотландского (точнее, со скотса, есть два шотландских языка - скотс и гэльский) - короткая рубашка. А еще так звали некую симпатичную шотландскую ведьму, которую обычно изображали в короткой ночной рубашке, летящую на ночной шабаш.
Корабль перевозил чай из Китая, это было очень актуально для середины XIX века.
А потом открыли Суэцкий канал, потом появились океанские пароходы и деревянные парусники стали не нужны.
Все парусники пошли на слом, но этому клиперу повезло.
Для начала его переоборудовали в учебное судно, а в 1954 году поставили на вечную стоянку в сухой док. Где он благополучно сгорел в 2007 году.
Парусник восстановили в 2010 году по старым чертежам. То, что стоит сейчас в Гринвиче - новодел, за исключением штурвала и фигуры ведьмы на носу судна.




Рядом с парусником привольно расположился Национальный морской музей. Или это парусник расположился рядом с музеем - там все так запутано...





А рядом с музеем тоже привольно расположилось военно-морское училище. Или это музей расположился рядом с училищем...
Я же говорю, там все очень запутано.









В училище есть церковь.
Потому как ни одно уважающее себя училище не может обойтись без церкви.



А еще недалеко есть таверны. Или, говоря на классическом английском - пабы.
Представить обычный английский город без паба невозможно - в городе может не быть мэра, в городе может не быть домов, в городе может не быть жителей, но паб в городе должен быть обязательно.





Но чем особенно знаменит Гринвич - своей обсерваторией.
Через обсерваторию проходит нулевой меридиан, и получается что одна часть Лондона находится в Восточном полушарии, а вторая часть - в Западном.

Обсерватория.
Красный шар на крыше - шар времени.
До времен исторического и диалектического материализма радио не существовало, и люди точно ставить время не умели.
Каждый ставил то время, которое хотел, и из-за этого постоянно была ужасная путаница.
Никто не приходил вовремя, каждый начинал файф-о-клок когда ему захочется. Короче говоря, был полный непорядок.
Шар времени решил эту проблему.
Один раз в день, ровно в час дня шар резко падал. И люди знали, что это час дня.
Так англичане стали вести порядочную жизнь.





С шаром времени связана трагическая история.
Придворные астрономы жили прямо в обсерватории. Один раз шар сорвался и упал на играющего сына одного из астрономов. Мальчик погиб.
И это очень печально.



Обсерватория находилась в бывшем королевском замке, точнее в замке, который построил король Генри VIII для свое любовницы.
Сейчас обсерватория тоже существует, только ее перенесли в другое место. А старое оставили под музей.

Красная полоса - нулевой меридиан



До Гринвича все народы-мореплаватели устанавливали собственные нулевые меридианы.
Французы в качестве меридиана использовали координаты Парижа, испанцы - Кадиса, португальцы - мыса Рока.
В конце XIX века слово англичан звучало очень веско, и когда стал вопрос о единых стандартах для систем измерений и единых систем координат, то право на нулевой меридиан осталось за Англией. А вот метр, килограмм и секунду забрали себе французы.

Вот он, нулевой меридиан.
Можно одновременно находиться и в одном и в другом полушарии. Очень удобно.



Две почтенные леди поражены видом нулевого меридиана



Из этого телескопа астрономы наблюдали за меридианом. Смотрели. чтобы он никуда не убежал.



Некий мужик ужасно удивлен. Это - меридиан?



Сэлфи. Или автопортрет.
Не правда ли, я хорошо получился?



С холма, где расположена обсерватория открываются замечательные виды Лондона.











Сити





Обсерватория обсерваторией, но в Гринвиче есть еще и университет.
И расположен аккурат недалеко от музей и морского училища.











А совсем рядом также привольно расположился бывший королевский дворец, а ныне музей.
И мы туда пошли.
А это оказался музей искусства. Часть экспозиции - морская тематика (на мой взгляд, Айвазовский рисовал гораздо лучше), вторая часть - современное искусство.

Я восхищаюсь людьми, которые восхищаются современным искусством.
Они долго стоят, смотрят на что-то, что якобы искусство, и на их лицах такой неподдельный, прямо таки детский восторг.
Они вглядываются в себя и видят нечто, понятное и приятное только им самим. И они счастливы, потому что наконец-то они могут побеседовать сами с собой, и им очень интересен этот новый собеседник.
Особенно хорошо эти люди стоят перед концептуальными экспонатами.
Если на картине... Пардон, кто сказал "картина"? Современный художник не выносит слово "картина".
Современный художник творит. Творит без картины.
Потому что, во-первых, он не умеет рисовать, но не это главное.
И ему нечего сказать миру, и это во-вторых. Но он же хочет творить!
Один художник, точнее один современный художник хотел что-то сказать миру. У него было желание, у него было просто невероятное желание что-то сказать.
И он бы сказал, если бы умел рисовать. А так как рисовать он не умел, то изобразил современную инсталляцию.
Инсталляция - от слова "инсталлятор", так в Израиле называют сантехников.
Я видел этот шедевр. И я сразу понял, какие тяжелые мысли медленно вращались у него в голове.
Современный художник пришел домой, открыл холодильник и не увидел там сыра. Это была катастрофа.
Отсутствие сыра кардинально изменило его мироощущение. Это чувствовалось во всей инсталляции.
Сама инсталляция состояла из пары грязных носок, рваных джинсов и нескольких кусков мятой бумаги, разбросанных по всей большой комнате в дивном художественном беспорядке. И нигде не было ни одного кусочка СЫРА!
Вот же великая сила искусства.

С этим художественным произведением потом вышел большой скандал.
Уборщица не разобралась и случайно выбросила весь высокохудожественный реквизит в мусор. Глупая необразованная женщина.
Художник был безутешен.
Правда, потом она все восстановила. Нашла на свалке грязные носки, оттуда же приволокла драные джинсы и нарвала много бумаги.
Но художник все равно был недоволен. Потому что в первый раз бумага была помята более художественно.

А еще там был "Белый Квадрат".
Но это рассказ для людей очень сильных духом.



Эта белка сидела в обсерватории.
И к современному искусству отношения не имеет.
(Ботинок не мой).




Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий